Заболевания Есенина
Характеристика личности Есенина
Характеристика творчества Есенина
К вопросу о психическом заболевании
«Друг, друг мой, / Я очень и очень болен! / Сам не знаю, откуда взялась эта боль. / То ли ветер свистит / Над безлюдным полем. / То ль, как рощу в сентябрь, / Осыпает мозги алкоголь». (Есенин С.А. «Черный человек»,1925-)
«У Есенина всегда была болезненная мнительность. Он высасывал из пальца своих врагов, и каверзы, которые против него будто бы замышляли, и сплетни, будто бы про него распространяемые... У Есенина страх — кажется ему, что всякий или его обкрадывает, или хочет обокрасть. Несколько раз на дню проверяет чемоданные запоры. На поэтах, приятелях и знакомых мерещатся ему свои носки, галстуки. При встрече обнюхивает: не его ли духами пахнет». (Мариенгоф, 1990, с. 305, 406-407.)
«Для всех, знакомых с биографией Есенина, сразу бросаются в глаза некоторые психопатические особенности его личности... его психопатия, которая имеет все особенности... шизоидии в смысле Kretschmer'a и Bleuler"a или шизопатии Перельмана... Озорной и капризный инфантилизм поэта — новый симптом в анализе его личности, характерный для шизопатии». (Гриневич, 1927, с. 82, 87.)
«В последние месяцы своего трагического существования Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание... К концу 1925 года решение "уйти" стало у него маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать себе вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом». (Мариенгоф, 1990а,"с. 247, 249.) «В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей». (Есенин С.А. «До свиданья друг мой, до свиданья...» 27.12.25 г.)
Богема и принимавший все более острые формы наследственный алкоголизм привели Есенина к гибели: под влиянием тяжелых психических переживаний он окончил жизнь самоубийством». (Розенфельд, 1930, с. 80.)
«Помимо хронического алкоголизма, Есенин перенес также белую горячку, часто впадал в алкогольную депрессию, которая и привела его к самоубийству». (Буянов, 1995, с. 93.)
[То, что случилось в «Англетере» поэт предсказал еще в 1916 г.] «В зеленый вечер под окном / На рукаве своем повешусь...»