СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Характеристика творчества Альфьери

Альфьери Витторио

Характеристика творчества Альфьери

АЛЬФЬЕРИ (Alfie.ri) ВИТТОРИО (1749—1809), итальянский поэт, создатель итальянской национальной трагедии классицизма.

Главное в наследии А. — трагедии, созданные в 1775—90. Сам А. классифицировал их по тематическому признаку — «любовные» («Клеопатра», «Филипп», «Розамунда», «Софонисба», «Октавия»); «трагедии свободы» («Виргиния», «Заговор Пацци», «Тимолеон», «Агис», «Брут I», «Брут II»); «трагедии о борьбе за трон» («Полиник», «Агамемнон», «Дон Гарсиа», «Мария Стюарт»); «трагедии семейных чувств» («Орест», «Антигона», «Меропа», «Альцеста»); «трагедии внутренней борьбы» («Мирра», «Саул»). Классификация эта условна; независимо от сюжета, почти все трагедии наполнены политическим содержанием, утверждают идею тираноборчества, проповедуют патриотизм. Они оказали влияние на итальянскую трагедию конца 18 — 1-й четверти 19 вв. А. написал 6 комедий в стихах (1800—02), около 200 сонетов, поэму «Отмщённая Этрурия», 16 сатир, сборник памфлетов «Мизогалл» (1799), множество эпиграмм, 5 од (среди них революционные — «Свободная Америка» и «Взятие Бастилии»), а также осуществил переводы произведений античных авторов.

 

Особенности творчества «"Я уподобляюсь барометру, — писал Альфиери, — и большая или меньшая легкость работы всегда сопутствует у меня атмосферному давлению, — полнейшая тупость (stupidita) нападает на меня во время сильных ветров, ясность мысли у меня бесконечно слабее вечером, нежели утром, а в середине зимы и лета творческие способности мои бывают живее, чем в остальные времена года. Такая зависимость от внешних влияний, против которых я почти не в силах бороться, смиряет меня"». (Ломброзо, 1892, с. 30.)
«В его трагедиях, написанных в основном с 1773 по 1789 г., торжествует трагическая концепция жизни, острейшее ощущение разрыва между действительностью и внутренней энергией, устремленностью человеческого "я" к тому, чтобы восторжествовать над враждебными обстоятельствами. Преодолеть этот разрыв героям Альфьери удается лишь ценою гибели. Вся новаторская поэтика трагедий Альфьери подчинена этому с годами все более углублявшемуся в мироощущении писателя чувству трагической неизбежности подобного противоречия». (Сапрыкина, 1989, с. 188.)

 

"Орест" входит в группу трагедий на сюжеты фиванского цикла и цикла об Атридах. В этих трагедиях присутствует политич. проблематика - обличение тирании. Но наряду с этим Альфьери более глубоко разрабатывает здесь и психологическую проблему. Его герои испытывают бурные, всепоглощающие страсти, изображение к-ых Альфьери ставил себе в заслугу, противопоставляя их куртуазной галантности франц. трагедий. Патетическая страсть, доходящая до мономании, не укладывалась в рамки классической трагедии, и Альфьери расширил эти рамки, оправдываясь тем, что исходил из требования естественности и правды. В основе трагедии – история Ореста. Возвратившийся из-под Трои Агамемнон (предводитель греч. войск и Микенский царь) был предательски убит своей женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом. Его спасшийся сын Орест спустя 10 лет мстит за смерть отца, убивая Эгиста и Клитемнестру. Миф об Оресте подвергался неоднократным обработкам в мировой драматургии. Самые знаменитые из них трилогия Эсхила "Орестея", трагедия Софокла "Электра", три трагедии Еврипида ("Орест", "Ифигения в Тавриде" и "Электра"). В Европ. лит-ре уже нового времени предшественниками Альфьери были Расин, Кребильон и Вольтер.


"Брут Второй" относится к так называемым "трагедиям свободы", написанным в основном на сюжеты из античной истории. Альфьери полагал, что современная итальянская жизнь не может дать таких героических примеров, как античность. В его представлении древние греки и римляне были героическим народом. Главная проблема «трагедий свободы» — как отстоять или завоевать свободу в условиях тирании. События, описываемые в трагедии Альфьери (заговор против Юлия Цезаря и его смерть), уже не раз привлекали драматургов. Альфьери, несомненно, был знаком с "Юлием Цезарем" Шекспира, "Смертью Цезаря" Вольтера и, вероятно, с пьесой итальянского драматурга XVIIв. Антонио Конти "Цезарь". Однако у Альфьери нет заимствований или полемики с названными произведениями. Прямым литературным источником послужили биографии Цезаря и Брута, изложенные Плутархом в его знаменитых "Параллельных жизнеописаниях". Оттуда почерпнул Альфьери не только факты, но и трактовку характеров двух центральных персонажей - Цезаря и Брута. В особенности близок Альфьери к Плутарху в обрисовке Брута, его суровой гражданской непреклонности, свободолюбия, ненависти к тирании.

В трагедиях Витторио Альфьери отражается его рационализм. Основной организующий принцип его драматургии - логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии Альфьери построены на резких контрастах, без полутеней; их логическая схема - противопоставление идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу (тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп ("Filippo"), Брут и Цезарь ("Bruto II"); даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль ("Maria Stuarda", "Mirra" - трагедия кровосмесительницы), Альфьери сосредоточивает внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, - именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые личности гибнут (Изабелла в "Filippo", изменяющая мужу), сильные - побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, которого Альфьери нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах умирающего Цезаря "И ты, дитя". Действие трагедии начинается in medias res (в разгаре) и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Язык Альфьери - прежде всего ораторский язык. Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство Альфьери развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за ним народом, - таковы признаки ораторского стиля Альфьери. Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, которому, по мнению Альфьери, не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей "школой нравственности, добродетели и великодушия". Трагедии Альфьери чрезвычайно сценичны; к этому стремился Альфьери в своем лаконизме и сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у Альфьери. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой трагедии ("Alceste"). Особняком стоит его цикл из 4 комедий ("L'uno" - "Единый", "I pochi" - "Немногие", "I troppi" - "Излишние", "L'antidoto" - "Противоядие"), где Альфьери проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по Альфьери, может создаться лишь в результате соединения этих трех "ядов". Также особо стоит его "Abel", названный Альфьери "трамелогедией" (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий новые веяния в итальянской литературе (сентиментализм), проявлявшиеся в творчестве Уго Фосколо и др.

Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы Альфьери. Лирические стихотворения Альфьери носят большей частью характер иронический и сатирический. Главные их темы - политические ("Misogallo", см. выше). Альфьери - один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его "Misogallo" встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (например, сатирическая ода "Teleutodia" в форме греческой оды). Язык прозы Альфьери - язык политических трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи (умер 1755), Альфьери - один из виднейших представителей националистической тенденции в итальянской поэзии, которая, начиная с Филикайя в XVII веке, развилась в творчестве Парини, Пиндемонте и затем у В. Монти, С. Пеллико и Уго Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием Альфьери, но и на романтическую трагедию (Никколини, Косса, Мандзони) Альфьери оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской литературе, Витторио Альфьери уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди в своей политической лирике часто вдохновлялся Альфьери-поэтом. Его общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.

 

Рейтинг@Mail.ru