СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Жизнеописание Баласогло

Баласогло Александр Пантелеевич

Индекс материала
Жизнеописание Баласогло
Жизнеописание Баласогло
Все страницы

Баласогло Александр Пантелеймонович


БАЛАСОГЛО Александр Пантелеймонович родился [23.Х(2.ХI). 1813, Херсон] в семье флотского офицера — поэт.

В 1826 Александр Пантелеймонович был зачислен гардемарином в Чер­номорский флот, участвовал в войне с Турцией (1828—29).В 1835 вышел в от­ставку и через год поступил на службу в министерство народного просвещения, но вскоре перешел в Главный петербург­ский архив министерства иностранных дел. Вольнослушателем посещал занятия в университете, изучал восточные языки, предполагая совершить путешествие на Восток.

Рано начал писать стихи, увлекал­ся поэзией «любомудров», главным обра­зом Д. В. Веневитинова, зачитывался журналом «Московский вестник» — литера­турным органом шеллингианцев. В 1838 вместе со своим другом П.П.Норевым издал сборник «Стихотворения Веронова», вто­рая часть которого содержала его собствен­ные стихи.
В 1840 написал стихотвор­ное послание, обращенное к А. Н. Вульф (опубликован в 1922), в котором выразил чувство преклонения перед А.С. Пушкиным.
В 1840 —43 издавал «Памятник искусств» — своеобразную «текущую энциклопедию искусств» (выходила отдельными тетра­дями). В стихах и в этом издании прояви­лась просветительская устремленность Александра Пантелеймоновича, которая и привела его в кружок М. В. Петрашевского(1845).
В1848 на одном из собраний кружка он произнес речь на тему о семейном счастье; читал отрывки из своего сочинения «Об изло­жении наук».
Баласогло выступал сторонником фурьеризма.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 Баласогло был арестован и заключен в Петро­павловскую крепость.

11 ноября решением военно-судебной комиссии был выслан в Олонецкую губернию, где по поручению местного губернатора занимался собира­нием статистических и этнографических сведений.
В стихах Александра Пантелеймоновича Баласогло заметно выступают обли­чительные мотивы. Поэт чувствует себя одиноким в светском обществе, он проти­вопоставляет себя окружающим его «ли­цам без голов», идет с ними на открытый разрыв («Раздел», 1838).

Продолжая поэти­ческую традицию 20 —30-х гг., Баласогло воспе­вает героическую личность, которая спо­собна преодолеть все препятствия на пути к свободному развитию, противопоставля­ет гения толпе. Стихи Баласогло А.П. отличаются известной риторичностью, усложненно­стью
стиля. Вместе с тем им свойствен­на внутренняя эмоциональность, новатор­ство в области поэтического языка.

Умер - [в 60-х гг. XIX в.]

 


 


Жизнеописание Баласогло 2

Баласогло, Александр Пантелеймонович [23.X(2.XI).1813, Херсон, - ум. в 60-х годах 19 века] - русский поэт. Сын флотского офицера, обрусевшего грека. С 13 лет - гардемарин Черноморского флота, участвовал в войне с Турцией (1828-1829). В 1835 году вышел в отставку. Изучал восточные языки. Был чиновником. В 1838 году издал вместе со своим другом архитектором П.П.Норевым сборник «Стихотворения Веронова», в котором около половины стихов принадлежат Б. В 1840 году написал большое стихотворное послание, обращенное к А.Н.Вульф (опубликовано в 1922 году), где выразил патриотическую мысль о значении Пушкина для русской культуры. В своеобразных по форме стихах Б. отразились идейные искания, приведшие его в кружок М.В.Петрашевского (см.Петрашевцы ), который он посещал с 1845 года. Основная тема их - одиночество передового мыслящего человека в светском обществе, противопоставление гения толпе. В 1840-1843 годах издавал «Памятник искусств», своего рода «текущую энциклопедию искусств», выходившую отдельными тетрадями. В 1849 году был арестован по делу петрашевцев и отправлен в Олонецкую губернию с назначением на службу и под секретный надзор. Показания Б. на следствии (названные им «Исповедью», опубликованы в 1927 году) говорят о близости его взглядов к утопическому социализму.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Александр  Пантелеймонович  Баласогло  -  один  из  первых  посетителей "пятниц" Буташевича-Петрашевского и его личный друг. Начав  посещать  его  в  1845 г., Баласогло на одном из собраний осенью 1848 г. выступил  с  речью  о семейном счастье, в другой раз читал отрывки неоконченного своего  сочинения "Об изложении наук". {См. "Голос минувшего", 1913, No 4, стр. 99 и  110.}

В своих показаниях следственной комиссии 1849 г. он называет себя фурьеристом. Эти показания, названные самим Баласогло "Исповедью" и представляющие весьма ценный  для  историка  русской   общественности   документ,   служат   также первоисточником его биографии, наравне с копией его "формулярного  списка  о службе".
Баласогло родился в Херсоне в 1813 г. (согласно  формуляру  -  1809-м). Отец его, обруселый грек, был тогда лейтенантом Черноморского флота, а позже - интендантским генералом; тоже во флот, гардемарином, зачислен был  в  1826 г. и сын. В 1835 г. он выходит в отставку и поступает  на  штатскую  службу, сперва - в министерство народного просвещения, потом - в комитет иностранной цензуры, и, наконец, с 1840 г. - в главный петербургский архив  министерства
иностранных дел, где и остается до самого разгрома петрашевцев. Еще до того, как оставить службу во флоте, Баласогло начал  посещать  университет,  желая пройти  курс  восточных  языков,  к  чему  побуждала  его  постоянная  жажда путешествий: "Все мои мысли были направлены на Восточный океан, -  читаем  в его "Исповеди", - к Сандвичевым и Маркизским островам, к Перу  и  Мехико,  к Китаю  и  Японии".  {Философские  и  общественно-политические   произведения петрашевцев. М., 1953, стр. 572.} Там мечтал он спастись от гнета российской действительности, ощущать который начал  с  детства,  рано  превратившись  в
типичного неудачника, "беспокойного" и "лишнего" человека, как он  сам  себя называет. Рассказанная им в "Исповеди" история служебных и житейских неудач, полная неподдельного драматизма, рисует те условия,  в  которых  зарождалосьтяготение к социальным утопиям.
Что  касается  литературных  интересов   Баласогло,   то   они   начали проявляться еще в детстве. "Одна поэзия всегда была мне ясна  и  понятна,  - читаем в "Исповеди", - одна она  составляла  единственное  утешение  в  моей горестной жизни..."  {Философские  и  общественно-политические  произведения петрашевцев, стр. 561.} Идейные искания вызвали интерес Баласогло  к  Д.  В. Веневитинову и кружку так называемых "любомудров"  (он  с  увлечением  читал журнал "Московский вестник", бывший органом этого кружка), а позднее привелиего в ряды петрашевцев. Попав в Петербург, Баласогло сближается с семьей  Н.
И. Греча, ведет дружбу  с  его  сыновьями  и,  очевидно,  от  них  усваивает стремление  к  литературно-издательской  деятельности.  В  1838  г.   первые попавшие к нему в руки деньги Баласогло вкладывает в издание  "Стихотворений Веронова". Далеко не все стихотворения, вошедшие в состав  этой  миниатюрной книжечки, принадлежат Баласогло: он сам в той же "Исповеди" упоминает своего друга, молодого архитектора П.  П.  Норева  (1815-1858),  замечая,  что  ему "принадлежит первая и лучшая половина  "Стихотворений  Веронова".  {Там  же,стр. 581.} Отсюда видно, что стихотворения Баласогло надо искать  во  второй половине книги; поиски облегчает рецензия в "Библиотеке для  чтения"  О.  И. Сенковского, - единственный отклик в печати на "Стихотворения Веронова": "Ни в одной еще из печатных  книг  гораздо  большего  объема,  -  писал Сенковский, - не удалось нам видеть  так  явственно  образованных  головы  и хвоста, - благородной и неблагородной части ее тела, - как в этой. В  головевидно дарование, в хвосте - бездарность, свойственная этому странному члену. Мы почти готовы  думать,  что  вторая  половина,  хвост,  есть  произведение совершенно другой головы: только посредством этой смелой  гипотезы  и  можно объяснить себе такую противоположность между первою и второю сотнею  страниц "Стихотворений" господина Веронова". {"Библиотека для чтения", 1839, т.  32, No 1, отд. VI, стр. 1.}
Согласно   дальнейшим   указаниям    Сенковского,    поэмой    "Любовь" заканчивается "голова" сборника, т. е. стихи Норева; дальше же,  начиная  со стихотворения "Соловью" (стр. 117), содержание сборника действительно  резко меняется, отличаясь от всего предыдущего, но разительно, с  другой  стороны, совпадая своими стилистическими признаками с единственным дошедшим до нас  в рукописи стихотворением Баласогло, посланием "А. Н. В". Таким образом,
вторая половина сборника "Стихотворений Веронова"  состоит  из  произведений Баласогло.
Сблизившись с семейством Вульфов, друзей  Пушкина,  и  встретив  в  нем сочувствие своим поэтическим опытам, он пишет  в  феврале  1840  г.  большое послание в стихах, обращенное к одному из членов этой  семьи,  где  выражено чувство преклонения перед  Пушкиным:  Баласогло  видит  в  нем  национальную гордость России.
В августе 1840 г., переменив службу, он с головой уходит в  работу  над "Памятником  искусств"  {"Памятник  искусств  и  вспомогательных  знаний   с множеством  видов,  портретов,  рисунков  и  чертежей   лучших   художников, превосходно гравированных на стали, меди, цинке,  дереве  и  камне;  выходит тетрадями". Дата цензурного разрешения первой тетради - 27 декабря 1840  г., одиннадцатой, закончившей собою  первый  том,  -  19  января  1842  г.  Дата цензурного разрешения второго тома, которым закончилось  все  издание,  -  5 июля 1843 г.} - изданием, которое задумано было в виде "текущей энциклопедии искусств, в применении их, со включением и ремесел, ко всей жизни,  ко  всем народам, ко всем климатам и векам", и где не последнее  место  уделено  было стихам: наряду с "Полководцем" Пушкина и "Ночным  смотром"  Жуковского  есть тут немало анонимных стихотворений неизвестных  поэтов;  некоторые  из  них, возможно, принадлежат и Баласогло. Ему же, судя по  всему,  принадлежит  ряд анонимных историко-этнографических очерков о странах Востока  ("Май-май-чен, китайский   город   близ   Кяхты",   "Мексика",   "Рамазан   и   Байрамы   в Константинополе" и  т.  п.).  Эта  "утопическая",  как  он  сам  назвал  ее, деятельность  скоро  закончилась,  втянув,   однако,   Баласогло   в   сферу научно-литературных интересов.
После прекращения издания он  продолжает  упорные,  но  тщетные  поиски литературных занятий. Сохранилось свидетельство о том, что Баласогло  считал себя "почитателем" натуральной школы". {В. Семевский.  Следствие  и  суд  по делу петрашевцев. "Русские записки", 1916, No 10, стр. 44.} Свои неудачи  он объяснял  засилием  "торжествующей,  или,  лучше   сказать,   свирепствующей литературной партии", торгующей "человеческим  смыслом  не  хуже  того,  как другие  компании  торгуют  салом,  пенькой  и  устрицами".  {Философские   и
общественно-политические произведения петрашевцев, стр. 583.} Складывающиеся в России капиталистические отношения Баласогло расценивал как "новый  наплыв варварства"; в литературе он видел оппозиционную силу. "Что же должен делать во всеобщей безурядице писатель?"  -  спрашивал  перед  лицом  надвигающейся опасности Баласогло, и отвечал: "Он - гражданин, как  и  все;  он  на  своем поприще должен быть тот же воин и идти напролом, на  приступ,  в  рукопашную схватку!... идти и идти вперед... Но  что  же  делать?  что  творить,  идучи вперед?.. Смягчать нравы, образумливать, упрашивать,  чтоб  полюбили  истину
... имея в виду уже не классы или звания,  не  лица  или  титулы,  а  одного человека..."   {Философские    и    общественно-политические    произведения петрашевцев, стр. 598.} В  духе  этого  литературного  манифеста  (под  ним, конечно,  подписались  бы  и  Плещеев,  и  Дуров,  и  Достоевский  и  другие петрашевцы) Баласогло  снова  задумывает  основать  издание,  в  котором  бы "всякая живая  душа  нашла  себе  отрадную  мысль,  приятную  черту,  пример
доблести,  отечественное  воспоминание,   бриллиант   из   науки,   картину, смягчающую ожесточенное сердце..." {Там же.} В бумагах Баласогло сохранилось объявление  об  этом  издании,  которое  должно  было   называться   "Листки искусств", с подробной, на двенадцати мелко исписанных  листах,  программой. Осуществить издание Баласогло, однако же, не сумел; как не сумел осуществить и  другую  свою  "утопическую  затею":  учреждение   ученого   общества,   с организацией при нем книжного склада, библиотеки и  собственной  типографии.
{См. "Голос минувшего", 1913, No 4, стр. 99.}
Арестованный вместе с другими петрашевцами в ночь с  22  на  23  апреля 1849 г., Баласогло, по заключению военно-судной комиссии, был освобожден  из крепости 11 ноября 1849 г., {Петрашевцы. Сборник материалов под ред.  П.  Е. Щеголева, г. 3. М-Л.,  1928.  стр.  270-271.}  с  назначением  на  службу  в Олонецкую губернию, где и был 3 апреля 1850 г. определен в  штат  олонецкого губернского правления. Там по поручению местного  губернатора  он  занимался собиранием статистических и этнографических данных. Год его смерти  остается невыясненным. Во всяком случае, в 1862 г. он был еще жив, а в 1869  г.  один из его сыновей, Владимир, писал о нем А. Н. Майкову  как  о  давно  умершем.
{Письмо от 6 июня 1869 г. Автограф письма - в Институте  Русской  литературы Академии наук СССР (в Ленинграде). О знакомстве А. Н.  Майкова  с  Баласогло свидетельствует его записка к последнему, найденная при аресте  у  Баласогло (см. "Дело петрашевцев", т. 2. М.-Л., 1941, стр. 48).}

Рейтинг@Mail.ru