СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Характеристика личности Байрона

Байрон Джордж Ноэл Гордон

Характеристика личности Байрона

БАЙРОН (Byron) ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН (1788-1824), английский поэт-романтик.

Член палаты лордов. Был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец,
бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Сыграл выдающуюся роль в общественной жизни Европы.


«Я мало жил, но сердцу ясно,
Что мир мне чужд, как миру я».
Байрон, 1807

«Ребенок был так же красив, как его отец, но как только начал ходить, мать с ужасом обнаружила, что он хромает. Ступни были правильной формы, ноги одинаковой длины, но как только он ступал, нога подвертывалась. Он мог стоять только на носках. Консилиум врачей
установил, что причиной этого является неправильное положение во время родов... связки щиколотки, по-видимому, были парализованы».
(Моруа, 1990, с. 26.)
«По словам биографов, Байрон будто родился с укороченным ахилловым сухожилием, а потому остался на всю жизнь хромым. Кроме того, он был одержим, по словам других биографов, "золотухой" и рахитом и вследствие этого страдал искривлением ног». (Се-галин, 1926, с. 89.)
«Ребенок был очень развитой и отзывчивый, но отличался крайней вспыльчивостью. Как и его мать, он способен был внезапно приходить в бешенство... Страсть боролась с робостью. Когда он вспоминал о своей хромой ноге, о своей подпрыгивающей походке, то чувствовал себя
смешным и мучился от стыда. Он готов был спрятаться, провалиться сквозь землю. Мечтательный, сентиментальный, он вдруг внезапно, безо всякой видимой причины впадал в ярость. Иногда после долгого молчания вдруг проявлялась невероятная грубость, которую ничем нельзя было объяснить». (Моруа, 1990. с. 26, 34.)
«С раннего детства в Байроне обнаружилась крайняя нервность и вспыльчивость, доходившая до крайнего возбуждения гнева и бешенства по поводу самых ничтожных причин. Во время таких приступов аффективности, он часто рвал на себе одежду, однажды во время такого приступа у него вырвали нож из рук. Иногда эти приступы кончались обмороками или эпилептическим припадком... Первый судорожный припадок был у него в 16 лет. Затем известен припадок в театре во время представления пьесы Альфиери "Мирра". Припадки у него также участились во время греческих похождений при его неудачах в походе.

Приступы или обострения эпилептических (или эпилептоподобных) припадков вызывались нравственными потрясениями или неприятностями... Принадлежал к типичным аффективным эпилептикам».
(Сегалин, 1926в, с. 171.)
«Ничто не привлекало Байрона, не захватывало. Безотчетная меланхолия ранних лет переходила в преждевременное утомление жизнью... Это была в полном смысле слова "жизнь под высоким давлением", быстро подтачивающая силы, заставлявшая прибегать, для поддержания их, к
возбуждающим! средствам — опиатам, — вызывая во всеобщем кумире (многие современники иначе и не называли Байрона, как "the idol of society") тревогу о своем здоровье, испуг перед возможностью сумасшествия. Эту боязнь находим мы e него еще в 1811 г.». (Веселовский, 1914, с. 25, 71.)

«Психопатия вследствие задержки развития. Депрессивен, невоздержан. Злоупотребление наркотиками». (Ланге,1928, с. 18.)
«Шизоидный психопат с истерическими чертами (страстное тщеславие, эгоцентричность, щегольство, "приступы ярости")». (Lange,1935, с. 68.)
«Тяжелая бионегативная задержка развития на стадии полового созревания. Сильное желание проявить себя чем-нибудь, истеричность.

Любил чувство опьянения. Наслаждался крайностями в любви и дружбе. Тяжелая необуздываемая аффективность. Раздражительность, яростная смелость, припадки бешенства. Азартный игрок. Злоупотребление алкоголем, табаком, опиумом. Преимущественно депрессивен». (Lange-Eichbaum, Kurth, 1967, с. 340.)


«Порою боль души глухую / Смирит вино на краткий срок, /

И смех мой весел, я пирую, / Но сердцем — одинок». (Байрон, 1807)


«...Врачи с огромной вероятностью предполагают, что поэт страдал нервной анорексией, перемежающейся с приступами булимии16. Болезнь стала для лорда Байрона способом достижения аскетических идеалов, возможностью освободиться от суеты светской жизни, полностью уйти в мир поэзии и иллюзий, заполненный божественным эфиром... Но она же
стала его проклятьем, его бесконечной мукой...» (Бэйрон, У98, с. 60.)


«Эта меланхолия была неотъемлемой чертой героя, которым так восхищались читатели поэмы, и Байрон это чувствовал. Он знал, что, приглашая его, все стремятся увидеть Чайльд Гарольда, и
он являлся в гостиных мрачный, надменный, маскируя холодной сдержанностью наследственную застенчивость Байронов... Прежде всего он был подозрителен — глубоко уязвленный человек, который всегда держится настороже... В 1816 г. Аннабелла обратилась за помощью к врачу: доктор Леманн писал: "Что до состояния рассудка моего больного, то я должен сказать, что не нашел ничего похожего на настоящее помешательство. Он отличается крайней раздражительностью, что, вероятно, является следствием неправильного функционирования
печени и органов пищеварения и при неумелом лечении могло бы перейти в помешательство..."» (Моруа, 1990, с. 131, 133, 229.)


«Вокруг Байрона началась незаметная для него интрига выслеживания, шпионства, подсылки к нему психиатров, добывания его переписки. Ему грозило даже судебно-медицинское признание его нравственно-невменяемым». (Веселовский, 1991, с. 593—594.)
«Страдал маниакально-депрессивным психозом». (Гершон и др., 1992, с. 84.)
Сексуальная сфера
«Раннее половое развитие, отсюда преждевременная и интенсивная фиксация на матери, как следствие этого — любовь к сестре и творчество. Преодоление ранней фиксации на матери и вытеснение ее давало тем самым предрасположение к ненависти и гомосексуальности.

Любовные связи по типу "хоровода"». (Rank, 1912, с. 546.)
«Все я в мире изведал, что радует нас, / Я купался в лучах темнопламенных глаз, /

Я любил, — кто не любит? — но даже любя, /Не назвал я ни разу счастливым себя». (Байрон, «Наполняйте стаканы!», 1809.)


«Считался гомосексуальным... Страстная привязанность к своим школьным товарищам, как это видно из дневника. К этому присоединились позже переодетые мужчинами девушки, которые
сопровождали поэта». (Moll, 1910, с. 44.)


«Неудачный брак и слухи о его гомосексуальности сделали Байрона парией в лондонском высшем свете и заставили покинуть Англию. В Греции он чувствовал себя во всех отношениях свободнее». (Кон, 1998, с. 17,7.)
«В 1809 году... предпринял длительную поездку в Португалию, Испанию, Албанию, Грецию и Константинополь. Это путешествие изменило его жизнь... Особенно очаровали его юные греки, и с некоторыми из них Байрон поддерживал любовные отношения. Среди них были Евстатис
Георгио и Николо Гирауд, которого Байрон по возвращении в Лондон сделал своим наследником... ...В 1815 году Байрон женился на Аннабелле Мильбенк. Однако уже через год жена ушла от поэта, дав повод сплетням и кривотолкам о его гомосексуальных наклонностях.
Последующий скандал вынудил Байрона навсегда покинуть Англию в апреле 1816 года (поскольку гомосексуальные связи в Англии карались смертной казнью)». (Расселл, 1996, с. 183-184.)
«Жена его догадывается... о преступной близости Байрона с его сводной сестрой Августой Лей. Никто из них не скрывал от Анабеллы своих отношений, и дальнейшая совместная жизнь супругов стала невозможной... Общественное мнение было на стороне его жены... И только незадолго до смерти она передала американской писательнице Бичер-Стоу, автору "Хижины дяди Тома", семейные документы, обличавшие Байрона...» (Гроссман, 1965, с. 502-503.)


Заболевание, приведшее к смерти
«В возрасте 36 лет, когда он был в Миссолунге, с ним случился первый эпилептический припадок. Он возник неожиданно и продолжался около четверти часа. "Каждый читатель биографии Байрона слышал об этом приступе. Факт менее известный, — продолжает Джефферсон, — это то, что данный припадок был только первым из серии последующих. У поэта было 5 эпилептических припадков в течение 13 дней". Через два месяца он скончался, непосредственной причиной смерти была объявлена "лихорадка", возникшая от простуды. Возможно, его конец был ускорен сильным кровотечением, возникшим у него; врачи боялись, что приступы эпилепсии в дальнейшем будут повторяться также часто и приведут к психическому расстройству». (Nisbet, 1891, с. 97.)


«Сомнительно, чтобы эпилептический припадок явился непосредственной причиной тяжелого заболевания головного мозга; я склонен отнести его возникновение к более раннему сроку неумеренного употребления алкоголя. С середины февраля 1824 г. у Байрона сделались заметными ясные признаки т. н. малярийной кахексии... После поездки под дождем, во время которой он насквозь промок, развился менингоэнцефалит из-за переполнения сосудов мозга малярийными плазмодиями. Это привело к процессу распада в клетках коры головного мозга». (Vorberg, 1923, с. 16.)
«Тридцать шесть лет — возраст, в котором умирают Байроны... Когда вскрыли череп, они поразились тому, что мозг оказался как у очень старого человека. Твердая оболочка мозга приросла к костяному покрову и вся была воспалена. Мягкая оболочка, налитая кровью, была
похожа на воспаленную сетчатку глаза. Сердце и печень оказались в дурном состоянии. Медики пришли к заключению, что если бы лордБайрон и одолел болезнь, он все равно прожил бы недолго». (Моруа, 1990, с. 375, 390.)


Особенности творчества
«Но будь поэт логичен, скуп и строг,
Мир сущего понять бы он не мог».
Байрон. «Дон Жуан»


«...Единственным прибежищем являлась для него поэзия ("все конвульсии разрешались у меня обыкновенно рифмами", говорил он)... Объясняя страстный тон третьей песни "Гарольда", он впоследствии сам называл свое психическое состояние в ту пору "безумием"».
(Веселовский, 1914, с. 18,143.)


«Страдая... задержкой психического Развития, Байрон начал страдать еще и эпилептическими припадками, после которых у него прекрасно сочинялись стихи. Такое редкое сочетание — наркотики и эпилепсия, это и есть тайный ключ к пониманию феномена гениальной личности
великого романтика». (Кандыба, 1998, с. 346.)

«"Каин" и "Манфред" написаны для избавления от страстного инцестуозного влечения к сестре Августе». (Rank, 1912, с. 546.)
«"Дон-Жуан" и "Каин" казались неслыханными преступлениями, ниспровергавшими все великое и святое. Саути открыто называл Байрона сатанинским поэтом». (Веселовский, 1991, с. 595.)


«С Байрона начинается сатанизм, который позже Бодлер так сильно поэтически возвысит, гимн злу, торжественное провозглашение "греха", бунт против до сих пор считавшегося священным духа, гордость за бунт одиночки». (Цвейг, 1997, с. 613-614.)
[1813 г.] «Еще с лета он задумал новую восточную сказку " Абидосская невеста". Зюлейка, полюбившая своего брата Селима. История инцеста — неосторожная тема, но он не мог помешать своему гению бродить вокруг этих образов. Вернувшись в Лондон, он, стремясь успокоить брожение своего ума, написал в четыре ночи эту поэму в тысячу двести строф».
(Моруа, 1990, с. 172.)
«Бессмертье — горестная кара / За вдохновенные стихи, / Потомки знают все грехи, / Не помня строчки из "Корсара"». (Васильева)

Характеристика личности Байрона, байрон творческая личность

Рейтинг@Mail.ru