СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Список произведений Багрицкого

Багрицкий Эдуард Георгиевич

Индекс материала
Список произведений Багрицкого
Пейзажи Э.Багрицкого
Об Эдуарде Багрицком (`Строфы века`) Евгений Евтушенко
Об Эдуарде Багрицком на Одессике
Эдуард Багрицкий (Русская советская поэзия)
Все страницы

Наиболее известные произведения

* 1918, 1926 — «Птицелов»
* 1918, 1922, 1926 — «Тиль Уленшпигель»
* 1926 — «Дума про Опанаса»
* 1927 — «Контрабандисты». Положено на музыку Леонидом Утёсовым, Виктором Берковским и другими бардами.
* 1927 — «От черного хлеба и верной жены»
* 1932 — «Смерть пионерки»
* 1932 — «Последняя ночь»

Издания

* Собр. соч. в 2 томах, т. 1, под ред. И. Уткина. [Вступ. ст. Ю. Севрука], М., 1938.
* Стихотворения, [Вступ. ст. и подгот. текста Вс. Азарова], М.-Л., 1956.
* Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. Гринберга], М., 1958; Стихотворения и поэмы, [Вступ. ст. Е. П. Любаревой], М.-Л., 1964.
* Багрицкий Э. Избранное. М., 1987.
* Багрицкий. Стихотворения и поэмы. Сост. Глеб Морев. [Вступ. ст. М. Д. Шраера]. Новая библиотека поэта: Малая серия. СПб., 2000.


О Багрицком из книги Эпштейна
Михаил Эпштейн

Пейзажи Э.Багрицкого - романтические, широко распахнутые, весь мир предстает то в образе ветра, то в образе птицы - бушующим, неистовым: "Мир встает огромной птицей, // Свищет, щелкает, звенит" ("Птицелов", 1918, 1926); "...мир, открытый настежь // Бешенству ветров" ("Смерть пионерки", 1932). Главное в природе для Багрицкого (как и для многих поэтов - его современников) - первозданная мощь и свежесть мира, как будто только что родившегося; отсюда постоянные эпитеты "вешний", "молодой", "первый", "свирепый", "яростный"; "Ах! Вешних солнц повороты, // Морей молодой прибой" ("Весна, ветеринар и я"); "И первые ветры, и первый прибой, // И первые звезды над головой"; "...Из камней, из расселин // Пошла в наступленье // Свирепая зелень..." ("Весна", 1927). Характерные для поэта образы - "роса", "соты", "арбуз" - самое сочное, свежее, что есть в природе ("взять этот мир, как соты, // Обрызганные росой"); особенно любимы им птицы, в которых воспета неистовость полета и гибели: "фазан взорвался, как фейерверк"; "летели скворцы, расшибаясь вдрызг // О стекла и провода" ("Последняя ночь", 1932; ср. также "Голуби", 1923; и др.). Эта же тема - слияние страсти и смерти, первозданная ярость, бушующая во всех созданиях природы, - раскрыта Багрицким и в редких для отечественной поэзии образах рыб ("Cyprinus, Carpio", 1928, 1929).

Уроженец Одессы, Багрицкий - поэт Черноморья: не гор - Кавказа и Крыма, как традиционно сложилось в русской поэзии, но именно Черного (а также Азовского) моря его звездами и шаландами, черными травами и туманами, ветрами-свежаками и путинами: "Ай, Черное море, Хорошее море!.." ("Одесса", 1923; "Арбуз", 1924, 1928; "Контрабандисты", 1927; "Бессонница", 1927; и др.). Поэту близка природа Юга - украинско-молдавские степи, поросшие ковылем и чертополохом, яблоневые сады, виноградники ("Украина", 1922; "Укразия", 1925; "Дума про Опанаса", 1926). При этом южный пейзаж не является экзотическим, притягательно-чуждым - он "свой", обыденный, и поэтизация его, соединяющая реалистическую точность с романтической приподнятостью, составляет вклад Багрицкого в развитие пейзажной поэзии.

Значительное место у Багрицкого занимают мотивы труда и охоты - волевого соперничества человека с природой: "Хозяин природы, // Он с черных лесов // Ружейным прикладом сбивает засов..." ("Всеволоду"; ср. также: "Осень", 1924; "Охота на чаек", 1924; "Трясина", 1928). Как новую черту поэзии необходимо отметить, что среди героев Багрицкого немало людей, включенных в жизнь природы самой своей профессией: ветеринары, птицеловы, рыбоводы, рыбаки, моряки.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".


Об Эдуарде Багрицком (`Строфы века`)
Евгений Евтушенко

Псевдоним Эдуарда Георгиевича Дзюбина. Родился в еврейской торговой семье, окончил землемерные курсы. Начал печататься в 1915 году в одесских альманахах. Воевал в Красной Армии. Вступил сначала в группу "Перевал", затем примкнул к конструктивистам. После его смерти вдова была репрессирована. Как и его любимый герой Тиль, Багрицкий был одновременно и романтиком, и человеком земным. Походка его стихов была тоже тильуленшпигелевская - легкая, танцующая, пружинистая. "А мы заряжали, смеясь, мушкетоны, и воздух чертили ударами шпаг!", "И пред ним - зеленый снизу, голубой и синий сверху - мир встает огромной птицей, свищет, щелкает, звенит", "Жеребец под ним сверкает белым рафинадом". Но Багрицкий умел писать не только красиво, а иногда и жестко, почти жестоко: "Любовь? Но съеденные вшами косы; ключица, выпирающая косо; прыщи; обмазанный селедкой рот да шеи лошадиный поворот". Багрицкий принял революцию, сражался в особых отрядах и, желая идти в ногу со временем, трагически заблуждался вместе с ним. Блистательный мастер, одаренный редкой чувственной впечатлительностью, Багрицкий иногда срывался в попытках философского осмысления мира. Так, его строки о нашем веке в стихотворении "ТВС" морально для нас неприемлемы после стольких человеческих трагедий: "Но если он скажет: "Солги" - солги. Но если он скажет: "Убей" - убей". Но нельзя выдавать эти строки, написанные в 29 году, видимо, во время депрессии (или очередного припадка астмы, от которой поэт и умер), за философское кредо всей его поэзии, как пытались это делать некоторые недобросовестные интерпретаторы. Лучшая книга Багрицкого "Юго-запад", в которую входит и его поэма "Дума про Опанаса", написанная шевченковской строфикой, а временами и с шевченковской выразительностью. Поэзия Багрицкого, талантливая, многокрасочная, была в свое время школой мастерства для молодых поэтов 20-х и 30-х годов, многие из этих поэтов взлетели в небо с его доброй ладони. И в этом Багрицкий был Тилем - не случайно, судя по рассказам, он любил выпускать из клеток певчих птиц на волю.

Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.


Об Эдуарде Багрицком на Одессике


Дзюбин Эдуард Григорьевич родился в 1895 г. в Одессе. С 18 лет стал печататься в одесских альманах под псевдонимами "Некто Вася", "Нина Воскресенская", "Рабкор Горцев" и другими. В 1917 был в составе русских войск на Персидском фронте. Через год - доброволец, боец особого партизанского отряда 1-й Конной Армии Буденного. После возвращения в Одессу печатался в газетах "Облава", "Яблочко", "Перо в бок" и других. В 1926 Катаев "вывозит" Багрицкого в Москву, которую он покорил. Вызывая из Одессы жену, поверг в шок московских телеграфистов своей телеграммой: "Загоняй бебехи тчк хапай Севу зпт катись немедленно тчк Эдя". Во время 1-й Всесоюзной переписи населения потряс статистических работников трогательным рассказом о своей трудной, но интересной работе - под влиянием "Трех толстяков" Ю.Олеши назвался канатоходцем. Был страстным любителем птиц и аквариумных рыбок. Однажды поразил членов редакционного совета отказом приехать на важное заседание в связи с тем, что он очень занят, так как у него рожает рыба. Дружил с Катаевым, Паустовским, Олешей, Тарковским и другими известными деятелями культуры. О Багрицком на Одесской киностудии был снят художественный фильм "Поэт". Его смерть в 39 лет всех потрясла. Хоронили его с воинскими почестями в сопровождении эскадрона. Жена Багрицкого, Лидия Густавовна, после его смерти была репрессирована.

Источник: Одессика.


Эдуард Багрицкий (Русская советская поэзия)


Эдуард Георгиевич Багрицкий родился в Одессе. Там прошли его детство и юность. Сочными, яркими красками южной природы окрашены многие его стихотворения - "Арбуз", "Осень" и другие.

Молодость Багрицкого пришлась на годы революции и гражданской войны. Он был бойцом особого отряда, писал агитстихи, листовки, сотрудничал в ЮгРОСТА - южном отделении Российского телеграфного агентства.

Его поэзия этого времени овеяна романтикой, своеобразно преломившейся и в интересе к характерам людей мужественных, вольнолюбивых, гордых и веселых - "Птицелов", "Тиль Уленшпигель".

С 1925 года Багрицкий живет в Москве. Характер его творчества меняется: растет чувство ответственности за свой труд, ощущение причастности поэзии к великому делу социализма.

В 1926 году Багрицкий написал поэму "Дума про Опанаса" о событиях гражданской войны на Украине. В "Думе" раскрыта судьба крестьянина, изменившего революции ради "маленького", эгоистического счастья и обрекшего себя на позорную гибель. Острая, трагическая ситуация обрисована в поэме с большой лирической силой.

В 1928 году появился первый сборник стихов Багрицкого "Юго-Запад", куда вошли лучшие его стихотворения, написанные ранее. В сборнике раскрылись самые сильные, самые выразительные стороны дарования поэта: неповторимое сочетание сурового реализма и героической романтики, ярких многоцветных и многозвучных пейзажей и стремительной динамики описываемых событий.

В 1932 году был опубликован второй сборник стихов Багрицкого "Победители". Он проникнут романтикой творческого труда и борьбы за социализм. Тогда же читатели познакомились с тремя новыми поэмами Багрицкого - "Последняя ночь", "Человек из предместья", "Смерть пионерки".

Багрицкий успешно выступал и как переводчик Р. Бёрнса, Я. Купалы, М. Бажана и других поэтов.

Источник: Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

 

Рейтинг@Mail.ru