СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Список произведений Багрицкого - Пейзажи Э.Багрицкого

Багрицкий Эдуард Георгиевич

Индекс материала
Список произведений Багрицкого
Пейзажи Э.Багрицкого
Об Эдуарде Багрицком (`Строфы века`) Евгений Евтушенко
Об Эдуарде Багрицком на Одессике
Эдуард Багрицкий (Русская советская поэзия)
Все страницы

О Багрицком из книги Эпштейна
Михаил Эпштейн

Пейзажи Э.Багрицкого - романтические, широко распахнутые, весь мир предстает то в образе ветра, то в образе птицы - бушующим, неистовым: "Мир встает огромной птицей, // Свищет, щелкает, звенит" ("Птицелов", 1918, 1926); "...мир, открытый настежь // Бешенству ветров" ("Смерть пионерки", 1932). Главное в природе для Багрицкого (как и для многих поэтов - его современников) - первозданная мощь и свежесть мира, как будто только что родившегося; отсюда постоянные эпитеты "вешний", "молодой", "первый", "свирепый", "яростный"; "Ах! Вешних солнц повороты, // Морей молодой прибой" ("Весна, ветеринар и я"); "И первые ветры, и первый прибой, // И первые звезды над головой"; "...Из камней, из расселин // Пошла в наступленье // Свирепая зелень..." ("Весна", 1927). Характерные для поэта образы - "роса", "соты", "арбуз" - самое сочное, свежее, что есть в природе ("взять этот мир, как соты, // Обрызганные росой"); особенно любимы им птицы, в которых воспета неистовость полета и гибели: "фазан взорвался, как фейерверк"; "летели скворцы, расшибаясь вдрызг // О стекла и провода" ("Последняя ночь", 1932; ср. также "Голуби", 1923; и др.). Эта же тема - слияние страсти и смерти, первозданная ярость, бушующая во всех созданиях природы, - раскрыта Багрицким и в редких для отечественной поэзии образах рыб ("Cyprinus, Carpio", 1928, 1929).

Уроженец Одессы, Багрицкий - поэт Черноморья: не гор - Кавказа и Крыма, как традиционно сложилось в русской поэзии, но именно Черного (а также Азовского) моря его звездами и шаландами, черными травами и туманами, ветрами-свежаками и путинами: "Ай, Черное море, Хорошее море!.." ("Одесса", 1923; "Арбуз", 1924, 1928; "Контрабандисты", 1927; "Бессонница", 1927; и др.). Поэту близка природа Юга - украинско-молдавские степи, поросшие ковылем и чертополохом, яблоневые сады, виноградники ("Украина", 1922; "Укразия", 1925; "Дума про Опанаса", 1926). При этом южный пейзаж не является экзотическим, притягательно-чуждым - он "свой", обыденный, и поэтизация его, соединяющая реалистическую точность с романтической приподнятостью, составляет вклад Багрицкого в развитие пейзажной поэзии.

Значительное место у Багрицкого занимают мотивы труда и охоты - волевого соперничества человека с природой: "Хозяин природы, // Он с черных лесов // Ружейным прикладом сбивает засов..." ("Всеволоду"; ср. также: "Осень", 1924; "Охота на чаек", 1924; "Трясина", 1928). Как новую черту поэзии необходимо отметить, что среди героев Багрицкого немало людей, включенных в жизнь природы самой своей профессией: ветеринары, птицеловы, рыбоводы, рыбаки, моряки.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".


Рейтинг@Mail.ru