СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Жизнеописание Абеляра

Абеляр Пьер

Индекс материала
Жизнеописание Абеляра
Абеляр - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Философия Абеляра
Абеляр и Элоиза
Элоиза
Месть Фульберта
Абеляр и Элоиза после трагедии
Смерть Абеляра
Афоризмы Абеляра
Полное собрание сочинений Абелара
Учение Абеляра
Еще одна биография Абеляра
Все страницы

Жизнеописание Абеляра

Произведения Абеляра

Характеристика личности Абеляра

Характеристика творчества Абеляра

Наследственность Абеляра

Заболевания Абеляра

Диагноз Абеляра

Жизнеописание Абеляра 1079 - 21 апреля 1142

Petrus Abaelardus (лат.)

Pierre Abelard (фр.)

1079-21.4.1142, Франция

Cредневековый философ, теолог и поэт. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата. Был учеником Росцелина, Тьерри из Шартра, Гильема из Шампо. Преподавал в Мелене, Корбейле, затем в Париже, где его лекции пользовались большой популярностью, а ученики называли его “владыкою в области философии”. В 1118 году стал любовником своей ученицы Элоизы. Разгневанный опекун девушки решил отомстить соблазнителю и нанял разбойников, которые оскопили Абеляра. Философ поступил в монастырь Сен-Дени, а потом уехал в Шампань, в Мезонсель. В 1121 году трактат Абеляра о Троице был осужден на церковном соборе в Суассоне. Вернулся в Сен-Дени, а через некоторое время основал Параклет, новый монашеский орден, недалеко от Ножан-сюр-Сен. В 1125 году стал аббатом монастыря Св. Гильдаса Рюикского в окрестностях Ванна. Однако отношения Абеляра с монахами и местными жителями не сложились. В 1136 году Абеляр был изгнан монахами и вернулся в Париж. В 1140 году его трактат Theologia был осужден на соборе в Сансе. Последние годы жизни провел в монастыре Клюни.

Абеляр был одним из крупнейших философов-логиков Средних веков. Он был автором учебника логики для начинающих (Logica ingredientibus), трактата Да и нет (Sic et non) – первого в истории западной мысли трактата о методе познания. Абеляр разрабатывал также этические проблемы. В трактате Познай самого себя (Ethica seu scito te ipsum) полемизировал с идеями святого Бернара Клервосского относительно греховности человека. Абеляр переносил акцент с греха (Бернар: “Зачатые в грехе, грешники, мы зачинаем грешников”) на самого грешника. Считая грех “недостатком света”, он признавал за человеком право выбора в пользу грешной или безгрешной жизни и призывал сочетать веру и разум. В Диалоге между философом, иудеем и христианином стремился отыскать единые для всех религий божественные законы. В споре об универсалиях занял позицию умеренного номинализма, который позже был назван концептуализмом Автобиографическая История моих бедствий (Historia calamitatum mearum) 1132-1136 и переписка Абеляра и Элоизы были признаны шедеврами средневековой литературы.

 



Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Пьер Абеляр
Pierre Abailard
Дата рождения 1079 год(1079)
Дата смерти:     21 апреля 1142(1142-04-21)
Место смерти:     монастырь Сен-Марсель-сюр-Сон
Школа/традиция:     схоластика
Значительные идеи:     номинализм

Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abelard, лат. Petrus Abaelardus; 1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.


Родился в деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Гийом де Шампо привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре стал соперником и противником своего учителя.

С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрёл себе непримиримого врага в лице Гийома из Шампо. После того как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.

Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.

Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.

Абеляр стал отшельником в Ножан-сюр-Сэн и в 1125 году выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый, наконец, папой от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев. Его противники с Бернаром Клервоским и Норбертом Ксантенским во главе достигли, наконец, того, что в 1141 г. на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папой с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.

Абеляр удалился в Клюни, где умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине.

Тело Абеляра перевезли в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем была похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.

История жизни Абеляра описана в его автобиографии Historia Calamitatum («История моих бедствий»).

 

 



Философия

В споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философии и богословии, Абеляр занимал особое положение. Он не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов, идеи или универсалии (universalia) только простыми поименованиями или отвлечённости, равно не соглашался с представителем реалистов, Гильомом из Шампо, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, Абеляр доказывал и заставил Гильома из Шампо согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно («inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом, в учении Абеляра заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, занятое Абеляром по отношению к учению об идеях, остаётся спорным вопросом, так как Абеляр в своём опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределённо и шатко.

Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма. Религиозное учение Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

 

 


 


Абеляр и Элоиза

Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история любви Абеляра и Элоизы, а также их переписка.

Став уже в средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на французский язык в конце XIII века), образы Абеляра и Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пострига, не раз привлекали писателей и поэтов (Вийон, «Баллада о дамах былых времён» («Ballade des dames du temps jadis»), Фаррер, «La fumee d’opium»), Поуп, «Элоиза Абеляру» («Eloisa to Abelard»); намёк на историю Абеляра и Элоизы содержит и заглавие романа Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» («Nouvelle Heloise»).

Есть мнение, что знаменитая переписка между Абеляром и Элоизой была целиком сочинена самим Абеляром и является тем самым литературным вымыслом. Однако доказательств этой точки зрения нет.




[Прощание Абеляра и Элоизы] Никогда не знаешь, какие встречи готовит тебе судьба, - звучит хоть и банально, но правдиво. Пьер Абеляр - философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап, - никак не предполагал, что знакомство с девушкой, годящейся ему в дочери, изменит всю его жизнь.

Иногда Пьера Абеляра называют "занозой в культуре XII века". Его философско-религиозные сочинения дважды осуждались католической церковью как ереси. Историки-католики и поныне клеймят его как опасного врага церкви, историки-протестанты восхваляют как раннего предвестника будущей реформации. В центре этики Абеляра - вопрос о сущности греха, и, право же, этот философ, теолог и поэт знал толк в том, о чем говорил.
Выбор духовного пути означал безбрачие и целомудренный образ жизни, но это совершенно не пугало Абеляра. До тех пор, пока он не встретил Элоизу...

 




О, это была непростая девушка. Осиротев в раннем детстве, Элоиза воспитывалась дядей - каноником парижского собора Нотр-Дам Фульбертом. Дядя отдал маленькую Элоизу на воспитание в женский монастырь св. Марии в Аржантейле. Монастырь был одним из самых процветающих во Франции - девочка получила блестящее, небывалое для женщины тех времен образование. Она говорила и читала по-латыни, по-гречески и по-древнееврейски.

В 1117 году 16-летняя племянница гостит у Фульберта, и гордый дядюшка не упускает случая продемонстрировать ее как диковинку. Вскоре об эрудиции юной Элоизы в латинском квартале говорили не меньше, чем о блестящих лекциях Абеляра. Так они встретились заочно, а затем Фульберт пригласил Пьера к себе. Увидев Элоизу, Абеляр "воспылал к ней страстью большей, чем к Богу".

Философ снял у Фульберта комнату за хорошую плату и обещание давать Элоизе бесплатные уроки. Страсть стала взаимной, и связанный обетом безбрачия богослов и непорочная девушка без рассуждений расстались с невинностью. Элоиза без смущения писала: "Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?"

Абеляр даже во время лекций не в силах был не думать о своей возлюбленной: путался в трех соснах элементарного силлогизма, обрывал недосказанную фразу с мечтательной улыбкой и, как сам впоследствии признавался, часто "повторял на лекциях эхо прежних слов". Ученики знали про его связь с Элоизой и добродушно похихикивали.

Между тем Элоиза почувствовала, что скоро станет матерью. Чтобы скрыть беременность любовницы, Абеляр отвез ее в Бретань к своей сестре. Там Элоиза родила сына, которому родители дали странное имя - Астролябий - и с тех пор никогда не вспоминали о своем чаде.

Фульберт был вне себя. Абеляр пообещал ему обвенчаться с Элоизой, но при условии, что о свадьбе никто не узнает. Каноник согласился. Элоиза сопротивляется венцу (это обесчещенная-то девушка в XII веке!): она предвидит, что этот брак никому из них не принесет ни покоя, ни счастья. Сразу после брачной церемонии новоиспеченные супруги расстаются - Элоиза живет у дяди, Абеляр читает лекции. Ему уже под сорок, ей еще нет восемнадцати.
В Элоизу тычут пальцем, называя ее любовницей Абеляра; она же будто с гордостью носит это унизительное по тем временам звание (еще раз вспомним, что речь идет о женщине времен средневековья!).

Фульберт не держит слово: пытаясь сохранить свое (и племянницы) доброе имя, он всюду рассказывает о тайном венчании. Элоиза вне себя: публично она отрицает "домыслы" Фульберта, а дома устраивает дяде такую бурную сцену, что тот сажает строптивую родственницу под замок. Абеляру пришлось выкрасть жену и срочно увезти в Аржантейль (1119 год) - подальше от толков. Элоиза и не помышляла о пострижении - она думала, что время поможет родственникам принять все как есть, и тогда она вернется.

Абеляр навещает жену, хоть монастырский устав это запрещает. Но ведь Элоиза - гостья, поэтому добросердечные монахини сквозь пальцы смотрят на эти встречи. Влюбленные отдаются страсти прямо в монастырских стенах, на полу трапезной. Абеляр винит себя за такое "бесстыдство", но Элоиза старается убедить его, что никакое проявление любви не может быть постыдным. Знали бы они, что их ждет...

Расчет любовников на то, что без Элоизы Абеляр станет менее уязвимой мишенью, не оправдался. Фульберт рассматривал побег в Аржантейль через призму ярости оскорбленного опекуна. Он решил, что Абеляр упек Элоизу в монастырские стены для подготовки к постригу. Принятие девушкой монашества сведет брак на нет, и коварный Абеляр сможет заниматься философией и преподавать, не запятнав тайным грехом свою богословскую репутацию.

 

 




То, на что в отместку решается Фульберт, попахивает сумасшествием (и впоследствии именно им и оборачивается): подкупив слуг, Фульберт с тремя наемниками и врачом-испанцем прокрадываются в спальню Пьера и, накрепко привязав его к кровати, кастрируют. Наутро об этом узнал весь Париж.

 

Ученики и клирики, причитавшие над своим изувеченным мэтром, измучили его гораздо сильнее, чем физическое страдание и сам факт невосполнимой потери. "Я больше переживал от конфуза, - признается Абеляр. - С каким лицом я покажусь публично?" Но хуже всего для богослова было то, что оскопление ставило крест на церковной карьере (на что, конечно, и рассчитывал Фульберт): ведь по тогдашнему закону евнухи не допускались в храм.
Впрочем, даже ортодоксы были так поражены изуверством, что сделали для Абеляра исключение, хоть он и был для большинства из них идейным противником.

Фульберт был лишен церковных должностей и личного имущества и помещен в сумасшедший дом, где вскоре скончался. Его наемников наказали еще строже: по средневековому "око за око" с ними обошлись так же, как они со своей жертвой, - кастрировали. И вдобавок выкололи глаза.
Абеляр в том же драматическом 1119 году принял постриг. Но, конечно, тяготится своим монашеством. Привыкший к славе, свободе и обеспеченному существованию, он возвращается к тому образу жизни, который был ему свойствен и приятен.

Боль от унижения и сознания собственной неполноценности придает мыслям и речам Абеляра еще большую остроту, словно он черпает темную силу в своей ущербности. Логика, с которой он распутывает самые темные догмы, имеет какой-то дьявольский блеск. Церковный суд завален доносами на Абеляра, позволявшего себе, к примеру, открыто утверждать, что "всякое знание есть благо, даже знание зла; творить зло - грех, но знать его - благо; иначе как Бог может быть свободным от зла?" Суассонский собор 1121 года объявляет Абеляра еретиком. Он должен своими руками принародно сжечь свой трактат "Введение в теологию" и публично отречься от своих взглядов.

Но влечение Абеляра к занятиям философией и повседневному общению с учениками так сильно, что он создает одну школу за другой, невзирая на любые препятствия. В конце концов в 1122 году в местечке Ножан-Сюр-Сен близ Труа на подаренной неизвестным благодетелем земле философ с помощью пары учеников выстроил в глухом лесу небольшую молельню из камыша и нарек ее "Параклет" (по-гречески - утешитель).

Отшельничество было недолгим: часовенка быстро обросла хижинами многочисленных учеников, узнавших, где скрывается их учитель. Колония получилась веселой, шумной, многолюдной и независимой: школяры возделывали окрестные поля, обеспечивая себя и Абеляра всем необходимым, и усердно слушали его лекции. Так прошло два года. Однако слухи о вольной жизни новой обители вызвали неудовольствие властей, и Абеляр ради сохранения колонии вынужден был ее покинуть. К тому же монахи одного из монастырей его родной Бретани попросили знаменитого богослова стать их аббатом; Почтенный 48-летний патер согласился, но так сильно не поладил со своей паствой, что на его жизнь дважды покушались. Абеляр покинул негостеприимный монастырь и начал писать "Историю моих бедствий", стараясь не пропустить подробностей, увековечивающих его славу.

 




А что же Элоиза? Сначала воспринимавшая свою монастырскую жизнь как необходимый, но мимолетный маскарад, она навсегда осталась в его стенах: Абеляр настаивал на принятии пострига, и она покорилась. Однако еще много лет ее письма к Пьеру пропитаны отнюдь не монашеским жаром и обожанием: "Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может".

Но адресат ее - не прежний неистовый любовник, а кающийся грешник и суровый наставник. Абеляр отвечает сдержанно: "Я... озаботился послать тебе псалтырь. По псалтырю ты, конечно, сможешь непрерывно возносить Господу жертву молений за великие и многие наши прегрешения..." Он настойчиво просит Элоизу молиться о спасении его души. Надо сказать, наставления Абеляра принесли некоторые плоды: молодая женщина, насколько это было в ее силах, переадресовала свою страсть к Богу и со временем стала аббатисой приютившего ее монастыря Параклета.

 

 




Абеляр умер в 1142 году. Он завещал свое тело той, кому оно по праву принадлежало, - Элоизе, чтобы она распорядилась им "по собственному усмотрению". Тело было похоронено в Параклете, и, выполняя волю покойного, аббатиса каждый день молилась об успокоении души своего возлюбленного. На двадцать втором году этих ежедневных молитв (Элоиза, как и Пьер, умерла в 63 года) Абеляр открыл свои объятия, чтобы принять в них супругу. Но, может быть, это только легенда.

На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: "Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118".

Эта история стала символом высокого чувства и основой множества литературных сюжетов. Ж.Ж.Руссо, Дж.Мур, К.Фаррер, Р.Вайан, М.Цветаева, В.Шкловский в разные времена обращались к мифу об Абеляре и Элоизе. Имя Элоизы сделалось синонимом чувственной любви, а ее письма - эталоном, образцом для подражания влюбленных барышень многих последующих веков. Послания Элоизы были не по времени изящны, утонченны и психологичны.

 

 


Афоризмы Абеляра

 

"Мудрость - всё понимать".
"Всякое знание - благо и не может быть враждебно Верховному благу".
"Одно дело - лгать, другое - заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла".
"Любовь - одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее".
"С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения".
"Вера, не просветлённая разумом, не достойна человека".

"Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием".(1079— 21 апреля 1142)

Безрассудно судить о мыслях и понимании одного по мыслям и пониманию другого.

Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.

Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.

Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления.

Не мнения людей, а доводы разума - вот универсальная формула поиска истины.

О многом писать можно гораздо смелее, чем говорить.

Женитьба - это помеха для философских занятий. Что общего между учениками и челядью, налоем для письма и люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, грифелем или пером и веретеном? Кто, наконец, погрузившись в богословские или философские размышления, может вытерпеть детский плач, колыбельные песни кормилиц, суетливую толпу домашних слуг и служанок? Кто в состоянии переносить эту постоянную нечистоплотность младенцев?

Логика оттолкнула от меня мир.

Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял.

Нынешние школы никчемны по результату. Преподается только умение складывать слова без понимания, как будто для овец важнее блеять, чем кормиться.

Сделав попытку доказать, что одни и те же слова употребляются различными авторами в различных значениях, мы легко отыщем решение многих противоречий.

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Уместнее опереться не на кропотливый труд, а на разум.

Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.

Если после учений философов мы станем обсуждать их жизнь, то обнаружим у них правила истинной религии. Как и апостолы, они умели отрешаться от всего. Кто сравнится с Диогеном в презрении к миру?

Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.

 





Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69); он же издал «Ouvrages inedits d’Abelard» (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара.


Учение Абеляра

Петр Абеляр, один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели — трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира.

Учение А. изложено в его сочинениях, из которых важнейшие: «Tractatus de unitate et trinitate» («О единстве и Троице»), «Theologia Christiana» и «Introductio ad theologi-am» — посвящены догматике; «Sic et non» («Да и нет»), комментарий к «Посланию к римлянам» и «Диалог между иудеем, христианином и философом» — вопросу об отношении между верой и разумом, откровением и наукой; «Scito te ip-suin» — вопросам этики: греху и благодати, ответственности человека, покаянию и прощению.

Особый интерес у него вызывала проблема универсалий. Абеляр занял промежуточную между реализмом и номинализмом позицию, получившую название «концептуализма». Он рассматривал универсалии как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов, но которые, в то же время, не просто произвольные имена. «Универсалия», такая, например как «лошадь», реальна, это не просто слово, однако она не может существовать отдельно от реальных лошадей. В понимании Абеляра «универсалии» предшествуют конкретным вещам. Бог имел идею лошади, прежде чем начал творение, и эта идея присутствует в каждой конкретной лошади. Эта точка зрения стала преобладающей и завершила спор «номиналистов» и «реалистов», пока Оккам не предложил новый взгляд на универсалии.

Гаусрат так характеризует роль Абеляра: «Он признал право человеческой мысли на разумную догму, и борьба его с мистиками была борьбой за человеческий разум, правду и свободу… Она была для него тем тяжелее, что он стоял в церкви, признавал ее правила и рамки и потому все время был стеснен в пользовании своим оружием и никогда не мог дойти до последних следствий принятых принципов. Поэтому в его науке, как и в его жизни, есть нечто раздвоенное и противоречивое. Дело для него было бы проще — будь он только философом. Но он хотел служить церкви и потому погиб. Болезнь, которой он болел, была научная теология, или церковная наука, которая была для науки слишком связана, а для церкви слишком свободна. Он хотел дать церкви оружие науки, в котором она не нуждалась, и, стремясь примирить интересы знания с требованиями церкви и иерархии, не удовлетворил ни того, ни другого, и менее всего себя самого…»



Один из крупнейших философов средневековья родился в 1079 году, в Палле, близ Нанта в рыцарской семье. Он получил редкое для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского обращения сочетались с глубиной научных знаний — поскольку могла дать их тогдашняя школа. Талантливость Абеляра дала ему возможность глубже современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и еще в ранней молодости он навсегда «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». Пройдя полный курс средневекового учения под руководством Росцеллина, он в 20 лет очутился в Парижской соборной школе, которую вел архидиакон Notre-Dame Гильом де Шампо. Учитель принял талантливого ученика с благожелательством, но оно скоро сменилось разрывом, когда, пользуясь свободой общения аудитории с профессором и принятой в ней формой диспута, Абеляр стал вызывать учителя на философские споры, из которых выходил победителем. Он умел искусно защищать оригинальную позицию, какую занял в волновавшем науку и церковь вопросе об универсалиях, т. е. о природе общих и отвлеченных понятий. По этому вопросу шла борьба между номиналистами и реалистами. Как более гармонирующее с религиозными идеями, учение реалистов было признано в церковной науке. Абеляр выступил против обоих учений с собственной теорией, которую философия обозначила именем концептуализма. Она, по-видимому, заключалась в смягченном номинализме: реальны отдельные предметы, но и общие имена — не пустой звук: они соответствуют тому понятию, концепту, которое, по сравнении отдельных предметов, образует наша мысль и которое имеет своеобразную духовную реальность. Гильом де Шампо был «реалист». В борьбе с ним А. неоднократно вынужден был покидать Париж.

Еще во время обучения, проявив необычайные способности в области философии и теологии, он открыл собственную школу в Париже. Слава Абеляра быстро распространялась, и вскоре его приглашают в школу Нотр-Дам, которая стала впоследствии Французским университетом, где философ в 1114-1118 возглавлял кафедру. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, описанная им самим в «Истории моих бедствий». Заключенный втайне брак не был признан опекуном Элоизы, который оскопил Абеляра и насильно заставил Элоизу постричься. Вскоре и Абеляр удалился от мира. Сохранилась переписка влюбленных, а также стихи Абеляра, посвященные Элоизе. Став монахом, Абеляр поселился в монастыре Сен-Дени, где продолжил ученые занятия.

В 1122 Абеляр пишет свой главный труд «Да и Нет», в котором разрешить проблемы, связанных с местом и ролью логики и рацио в исследовании божественных истин. Используемый им метод приводит к сомнениям, которые только и могут, по мысли Абеляра, помочь человеку прийти к истине. Сомнение признается философом началом всякого знания. Абеляр стремится понять то, во что верит. Этот подход был прямо противоположен методу Ансельма Кентерберийского — «верую, чтобы понять», признанному официальной церковью, поэтому вызвал резкое неприятие у многих видных клириков. Одним из самых серьезных противников Абеляра в этом вопросе стал Бернар Клервоский. Полемика между мыслителями привела к осуждению идей Абеляра в 1140 на соборе в Сансе. Направляясь с апелляцией к папе, Абеляр делает по пути остановку в монастыре, где его и настигает смерть. Случилось это в 1142 году.




 

Рейтинг@Mail.ru