СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее...

Жизнеописание Абеляра - Месть Фульберта

Абеляр Пьер

Индекс материала
Жизнеописание Абеляра
Абеляр - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Философия Абеляра
Абеляр и Элоиза
Элоиза
Месть Фульберта
Абеляр и Элоиза после трагедии
Смерть Абеляра
Афоризмы Абеляра
Полное собрание сочинений Абелара
Учение Абеляра
Еще одна биография Абеляра
Все страницы



То, на что в отместку решается Фульберт, попахивает сумасшествием (и впоследствии именно им и оборачивается): подкупив слуг, Фульберт с тремя наемниками и врачом-испанцем прокрадываются в спальню Пьера и, накрепко привязав его к кровати, кастрируют. Наутро об этом узнал весь Париж.

 

Ученики и клирики, причитавшие над своим изувеченным мэтром, измучили его гораздо сильнее, чем физическое страдание и сам факт невосполнимой потери. "Я больше переживал от конфуза, - признается Абеляр. - С каким лицом я покажусь публично?" Но хуже всего для богослова было то, что оскопление ставило крест на церковной карьере (на что, конечно, и рассчитывал Фульберт): ведь по тогдашнему закону евнухи не допускались в храм.
Впрочем, даже ортодоксы были так поражены изуверством, что сделали для Абеляра исключение, хоть он и был для большинства из них идейным противником.

Фульберт был лишен церковных должностей и личного имущества и помещен в сумасшедший дом, где вскоре скончался. Его наемников наказали еще строже: по средневековому "око за око" с ними обошлись так же, как они со своей жертвой, - кастрировали. И вдобавок выкололи глаза.
Абеляр в том же драматическом 1119 году принял постриг. Но, конечно, тяготится своим монашеством. Привыкший к славе, свободе и обеспеченному существованию, он возвращается к тому образу жизни, который был ему свойствен и приятен.

Боль от унижения и сознания собственной неполноценности придает мыслям и речам Абеляра еще большую остроту, словно он черпает темную силу в своей ущербности. Логика, с которой он распутывает самые темные догмы, имеет какой-то дьявольский блеск. Церковный суд завален доносами на Абеляра, позволявшего себе, к примеру, открыто утверждать, что "всякое знание есть благо, даже знание зла; творить зло - грех, но знать его - благо; иначе как Бог может быть свободным от зла?" Суассонский собор 1121 года объявляет Абеляра еретиком. Он должен своими руками принародно сжечь свой трактат "Введение в теологию" и публично отречься от своих взглядов.

Но влечение Абеляра к занятиям философией и повседневному общению с учениками так сильно, что он создает одну школу за другой, невзирая на любые препятствия. В конце концов в 1122 году в местечке Ножан-Сюр-Сен близ Труа на подаренной неизвестным благодетелем земле философ с помощью пары учеников выстроил в глухом лесу небольшую молельню из камыша и нарек ее "Параклет" (по-гречески - утешитель).

Отшельничество было недолгим: часовенка быстро обросла хижинами многочисленных учеников, узнавших, где скрывается их учитель. Колония получилась веселой, шумной, многолюдной и независимой: школяры возделывали окрестные поля, обеспечивая себя и Абеляра всем необходимым, и усердно слушали его лекции. Так прошло два года. Однако слухи о вольной жизни новой обители вызвали неудовольствие властей, и Абеляр ради сохранения колонии вынужден был ее покинуть. К тому же монахи одного из монастырей его родной Бретани попросили знаменитого богослова стать их аббатом; Почтенный 48-летний патер согласился, но так сильно не поладил со своей паствой, что на его жизнь дважды покушались. Абеляр покинул негостеприимный монастырь и начал писать "Историю моих бедствий", стараясь не пропустить подробностей, увековечивающих его славу.

 



Рейтинг@Mail.ru