Жизнеописание Абеляра - Абеляр и Элоиза
Абеляр и Элоиза
Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история любви Абеляра и Элоизы, а также их переписка.
Став уже в средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на французский язык в конце XIII века), образы Абеляра и Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пострига, не раз привлекали писателей и поэтов (Вийон, «Баллада о дамах былых времён» («Ballade des dames du temps jadis»), Фаррер, «La fumee d’opium»), Поуп, «Элоиза Абеляру» («Eloisa to Abelard»); намёк на историю Абеляра и Элоизы содержит и заглавие романа Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» («Nouvelle Heloise»).
Есть мнение, что знаменитая переписка между Абеляром и Элоизой была целиком сочинена самим Абеляром и является тем самым литературным вымыслом. Однако доказательств этой точки зрения нет.
[Прощание Абеляра и Элоизы] Никогда не знаешь, какие встречи готовит тебе судьба, - звучит хоть и банально, но правдиво. Пьер Абеляр - философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап, - никак не предполагал, что знакомство с девушкой, годящейся ему в дочери, изменит всю его жизнь.
Иногда Пьера Абеляра называют "занозой в культуре XII века". Его философско-религиозные сочинения дважды осуждались католической церковью как ереси. Историки-католики и поныне клеймят его как опасного врага церкви, историки-протестанты восхваляют как раннего предвестника будущей реформации. В центре этики Абеляра - вопрос о сущности греха, и, право же, этот философ, теолог и поэт знал толк в том, о чем говорил.
Выбор духовного пути означал безбрачие и целомудренный образ жизни, но это совершенно не пугало Абеляра. До тех пор, пока он не встретил Элоизу...